Результаты опроса на тему «Великая Отечественная война — взгляд молодёжи»
В преддверии празднования 75 годовщины освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков апреле – августе 2018 года ККОО активного образа жизни «Южный Регион» совместно с кафедрой педагогики и коммуникативистики Кубанского государственного университета был проведен опрос молодежи Кубани на тему «Великая Отечественная война — взгляд молодёжи». Было опрошено 428 человек в возрасте от 18 до 30 лет. 47,5% респондентов – юноши, 52,5% – девушки.
Цель опроса: выяснить, чем является Великая Отечественная война, для современной молодёжи. Анализ ответов на вопрос «Великая Отечественная война для Вас – это, прежде всего…» позволяет утверждать, что для большинства респондентов — «Это событие в истории моей Родины, которое вызывает гордость» (58,4%), 47,6 % опрошенных выбрали вариант ответа «Это великий подвиг, достойный подражания». Каждый четвертый участник опроса (25,7 %) считает, что Победа в Великой Отечественной войне – «Это свидетельство силы духа нашего народа», и также каждый четвертый (25,2 %) подчеркивает всемирно-историческую значимость этого события, актуальность его уроков и результатов для современного мира.
Индифферентное отношение к Великой Победе зафиксировано в ответах 2% участников опроса: 1,5% (10 человек) выбрали ответ «Война – это известный исторический факт»; 1,7 % ответили, что никогда не задумывались над заданным вопросом.
Таким образом, можно констатировать, что современное молодое поколение в своём большинстве осознаёт значимость Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и нашего народа, понимает, какой подвиг был совершен. Отношение к историческим событиям и их оценка зависит от степени осведомленности о них. В ходе опроса участникам было предложено оценить степень своей осведомлённости о Великой Отечественной войне.
Большая часть опрошенных (65,2%) выбрала вариант ответа, соответствующий средней степени осведомлённости: «Понимаю значимость этого события в истории России, знаю основные этапы и результаты Великой Отечественной войны, но точные даты и имена затрудняюсь назвать».
Почти треть опрошенных (30,2%) выбрала ответ, соответствующий высокой степени осведомленности: «Знаю важнейшие даты, события, персоналии Великой Отечественной войны, их оценки в научной и популярной литературе». Вариант ответа, соответствующий низкой степени осведомленности: «Знаю, что такое событие было», выбрали 4,6% респондентов.
Самооценка респондентами степени своей осведомленности о Великой Отечественной войне представляется несколько завышенной, о чем свидетельствуют ответы на открытые вопросы, касающиеся знаний студентами различных аспектов истории Великой Отечественной войны. Так, отвечая на открытый вопрос: «Какие решающие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?», 70,9 % назвали Сталинградскую битву, 51,9 % – Курскую битву, 38,2% – битву за Москву, 22,3% – блокаду Ленинграда, 14,3% – оборону Брестской крепости, 13,6% – битву за Берлин.
Следует обратить внимание, что такие крупные сражения как битву за Кавказ, которую должны знать все жители Краснодарского края, назвали только 6% опрошенных.
Вопрос о героях Великой Отечественной войны, на наш взгляд, должен был продемонстрировать уровень знаний неформализованной истории Великой Отечественной войны. Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что таких героев нынешняя молодежь практически не знает. Были единично названы З. Космодемьянская, А. Мересьев, А. Покрышкин, А. Матросов, Н. Гастелло.
На вопрос, какой подвиг совершили Герои Советского Союза – Защитники Кубани Кучерявый, Кириченко не ответил никто из опрошенных.
Ответы на следующую группу вопросов также свидетельствуют о том, что на общем фоне достаточно высокого знания и осознания значимости Победы в Великой Отечественной войне, присутствуют отдельные элементы незнания и субъективной переоценки этого события. Группировка ответов на открытый вопрос: «Как Вы думаете, почему война 1941-1945 гг. называется Великой Отечественной?», позволяет выделить четыре группы ответов, 1-3 из которых соответствуют выводам официальной истории, а четвертая имеет ярко выраженную личностную окрашенность. Ответы распределились следующим образом:
- «Потому что это была великая борьба за Победу, за независимость и свободу нашей Родины» (35,5%)
- «Потому что от этой победы зависела жизнь всех последующих поколений России» (17,7%).
- «Потому что она унесла много жизней простых людей» (24%)
- «Потому что она породила гордость за своих родственников, которые воевали» (22,8%).
Главными результатами Великой Отечественной войны, по мнению респондентов, являются: «Возможность жить под мирным небом и в свободной стране» (46,0%), «Гордость за Родину» (23,0%), «Факт защиты Родины от врагов – доказательство силы духа и доблести защитников» (19,5%), «Победа над фашизмом» (11,5%).
На основе приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:
— знания молодых людей о Великой Отечественной войне в большинстве соответствуют содержанию официальной истории, преподаваемой в учебных заведениях и представленной в других информационных источниках;
— снижение уровня знаний молодых людей о конкретных исторических фактах является закономерным явлением в условиях, когда, с одной стороны, уменьшается количество часов, отводимых на данную тему в учебных курсах истории, а, с другой стороны, носителей социальной памяти становится все меньше и меньше (по результатам опроса у каждого пятого респондента (20,2%) нет родственников, переживших войну), основными становятся опосредованные источники информации;
— следует больше внимания уделять изучению истории Великой Отечественной войны в учебных заведениях, искать новые формы работы с этим историческим материалом, шире использовать возможности сети Интернет, включения молодых людей в поисковые, краеведческие мероприятия, изучение истории семьи и отдельных личностей в войне.
Следующая группа вопросов была направлена на выяснение социальных установок молодежи на защиту Отечества. Анализ ответов на вопрос: «Что Вы делаете, чтобы быть достойным наследником Великой Победы?», показывает, что основными механизмами наследования исторической памяти являются просмотр тематических передач и обсуждение их с друзьями, а также участие в различных патриотических акциях. Можно сделать вывод, что молодым людям интересна данная тематика, что они готовы участвовать в различных формах гражданско-патриотической работы, но собственную инициативу при этом не проявляют.
Таким образом, Победа в Великой Отечественной войне остается тем историческим событием, результаты и уроки которого несут в себе большой потенциал патриотического воспитания современной молодежи. Молодежь понимает важность этого события и хочет знать о нем. Необходимым является поиск оптимальных в современных условиях форм изучения истории Великой Отечественной войны.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что патриотические чувства современных россиян выше, чем они были в 90-х гг. Следовательно, основной задачей сегодня является сохранить эту тенденцию внимания к событиям Великой Отечественной войны, использовать потенциал Великой Победы для формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения.
Основным фактором формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения должно стать сохранение и развитие этого потенциала, системность и регулярность просветительской работы, создание специфической информационной среды, наполненной не только конкретными фактами о важнейших событиях этой войны, но и личностно окрашенными повествованиями о повседневных практиках военного времени, судьбах людей, прошедших войну.